Una Voce Russia

Тридентский Собор

Каноны и декреты

Главная страница
✠ Сессия I • О начале Собора • Созыв следующей сессии
✠ Сессия II • Об образе жизни и о прочем, что на Соборе следует соблюдать
✠ Сессия III • О символе веры • О дне следующей сессии
✠ Сессия IV • О канонических Писаниях • Об издании и использовании священных книг • Созыв следующей сессии
✠ Сессия V • О первородном грехе • В защиту чтения Священного Писания. О проповедниках Слова Божьего и собирателях милостыни • О созыве следующей сессии
✠ Сессия VI
✠ Сессия VII
✠ Сессия VIII
✠ Сессия IX
✠ Сессия X
✠ Сессия XI
✠ Сессия XII
✠ Сессия XIII
✠ Сессия XIV
✠ Сессия XV
✠ Сессия XVI
✠ Сессия XVII
✠ Сессия XVIII
✠ Сессия XIX
✠ Сессия XX
✠ Сессия XXI
✠ Сессия XXII
✠ Сессия XXIII
✠ Сессия XXIV
✠ Сессия XXV

Сессия I.

13 декабря 1545 года

[Декрет о начале Собора]

Угодно ли вам, преосвященные и преподобные отцы, во хвалу и славу Пресвятой и нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ради укрепления и утверждения веры и религии христианской, ради искоренения ересей, ради мира и единства церковного, ради реформы клира и народа христианского, ради подавления и уничтожения врагов имени христианского, постановить и провозгласить начало священного и всеобщего Тридентского Собора?

[И ответствовали: угодно].

[Созыв следующей сессии]

Поскольку же близится празднование Рождества Господа нашего Иисуса Христа и следующих за ним иных праздников завершающегося и начинающегося года, угодно ли вам, чтобы первая будущая Сессия  состоялась в четверг после Богоявления, то есть седьмого января лета Господнего 1546-го?

[И ответствовали: угодно].

Сессия II.

7 января 1546 года

[Декрет об образе жизни и о прочем, что на Соборе следует соблюдать]

Священный Тридентский Собор, законным образом собранный во Святом Духе под председательством трех легатов Апостольского Престола,[1] признавая вместе с блаженным апостолом Иаковом, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1:17), Который всем, кто просит у Него мудрости, дает просто и без упреков (Иак. 1:5), и также зная, что начало мудрости есть страх Господень (Пс. 110:10; ср. Прит. 1:7; Сир. 1:15), постановил и предписал, что всех и каждого верных христиан, собравшихся в городе Триденте, следует призвать (что настоящим и делается) очиститься от злодеяний и грехов, совершенных доныне, и впредь ходить в страхе Господнем и, воздерживаясь от плотских желаний, усердно молиться, чаще исповедоваться, принимать таинство Евхаристии, посещать церковь и исполнять заповеди Господни (кто насколько может), а также каждый день частным образом молиться о мире между христианскими государями и единстве Церкви; епископы же и все остальные, посвященные в священнический сан, участвующие во Вселенском Соборе в сем городе, пусть постоянно воздают хвалу Богу, возносят жертвы хвалы и молитвы и где только можно совершают жертвоприношение Мессы хотя бы в день воскресный (в каковой Бог создал свет, восстал из мертвых и послал ученикам Святого Духа), стараясь совершать, как Тот же Святой Дух предписал через апостола, молитвы, прошения, моления, благодарения за святейшего господина нашего Папу, за императора, за королей и за всех начальствующих и за всех людей, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную (1Тим. 2:1-2), наслаждаться миром и увидеть возрастание веры.

[1] Кардинал Джованни Мария Чокки дель Монте (10 сент. 1487 – 23 марта 1555), с 1521 года – епископ Болоньи, в 1536 году возведен Папой Павлом III в кардинальское достоинство, с 1543 г. – кардинал-епископ Палестрины, в 1545 г. назначен первым из трех папских легатов на Тридентском Соборе. Председательствовал на заседаниях Собора. После смерти Павла III (10 нояб. 1549 г.) избран Папой (07 февр. 1550 г.) и принял имя Юлий III.

Марчелло Червини (6 мая 1501 – 1 мая 1555), с 1539 г. – кардинал-пресвитер Санта-Кроче, один из легатов Папы Павла III на Тридентском Соборе. В 1550 г. под давлением императора Священной Римской Империи Карла V Папа Юлий III отозвал Марчелло Червини с должности легата на Соборе и назначил его префектом Ватиканской Апостольской Библиотеки. После смерти Юлия III избран 09 апр. 1555 г. Папой под именем Марцелла II, однако его понтификат продлился меньше месяца. Умер 1 мая 1555 г.

Реджинальд Поул (12 марта 1500 – 17 ноября 1558), английский ученый, по материнской линии – потомок династии Плантагенетов. С 1536 г. – кардинал. Отказался поддержать притязания Генриха VIII на главенство в Церкви и одобрить развод короля. В 1539 г. осужден заочно за измену короне. В 1549 г. назначен аббатом монастыря в Гавелло (ок. Венеции). На конклаве 1549-1550 гг. Реджинальду Поулу не хватило нескольких голосов для избрания Папой. После избрания Папой Юлия III большую часть времени проводил в монастыре. В 1554 г. королева Мария Тюдор отменила заочное осуждение кардинала Поула, после чего он торжественно вернулся в Лондон. С 1556 г. – архиепископ Кентерберийский.

Далее, подобает, чтобы они постились хотя бы каждую пятницу в воспоминание страстей Господних и уделяли милостыню бедным.

В кафедральном соборе каждый четверг пусть служится Месса Святому Духу с литаниями и другими молитвами, установленными по сему поводу; в других же церквях в тот же день пусть читаются хотя бы литании и молитвы.

Во время же совершения священнодействий пусть не будет бесед и разговоров, но устами и душой пусть все сопутствуют служителю.

И поскольку подобает епископам быть непорочными, трезвыми, целомудренными хорошо управляющими домом своим (1Тим. 3:2-4), мы требуем также, чтобы прежде всего во всякой трапезе соблюдались трезвость и умеренность в пище; а поскольку за столом часто возникают праздные разговоры, пусть отныне введут в обычай, чтобы во время трапезы самих епископов читались Священные Писания[2].

[2] Повторение практики, введенной 7-м каноном 3-го Толетанского поместного собора (589 г.)

Слуг же своих пусть каждый подготовит и воспитает так, чтобы они не были склонными к ссорам и питию вина, бесстыдными, жадными, надменными, богохульниками и любителями удовольствий; пусть они избегают пороков и лелеют добродетели, пусть в одежде, в облике и во всех своих поступках являют себя достойными, как подобает служителям служителей Божьих.

А поскольку первоочередной заботой, тревогой и намерением сего священного Собора является, чтобы, благодаря Иисусу Христу, Который есть свет истинный (Ин. 1:9), сверкающий свет, сияние и чистота католической истины развеяли тьму ересей, столько лет покрывавших землю, и то, что нуждается в реформе, было реформировано, сей Собор побуждает всех католиков, здесь собравшихся, и тех, которые соберутся в будущем, а особенно тех, кто обладает знаниями в Священных Писаниях, чтобы в усердном размышлении рассуждали, какими путями и способами лучше всего может быть определена цель сего Собора и достигнут желаемый результат, чтобы скорее и разумнее было осуждено то, что следует осудить, и одобрено то, что следует одобрить, и чтобы по всему миру все едиными устами и исповеданием одной и той же веры прославляли Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:6).

При произнесении же суждений, как установлено Толетанским собором[3], никто из священников Господних, восседающих на месте благословения, не должен ни шуметь нескромным голосом, ни устраивать возмущения, ни вести каких-либо ложных, пустых или затянувшихся споров. Но пусть все, что произносится, умеряется множеством мягчайших слов, чтобы и слушателей не оскорбить, и остроту правых суждений не унизить возмущенной душой.

[3] 11-й Толетанский поместный собор (675 г.), канон 1.

Более того, сей священный Собор установил и предписал, что, если во время работы Собора кто-то случайно займет не положенное ему место, произнесет суждение, даже одобренное, примет участие в собрании или совершит какое-то иное деяние, пусть из-за этого не будет никакого предубеждения и никакого нового права не приобретается.

Сессия III.

4 февраля 1546 г.

[Декрет о символе веры]

Во имя святой и нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.

Сей священный Вселенский и всеобщий Тридентский Собор, законным образом собранный во Святом Духе под председательством тех же трех легатов Апостольского Престола, рассмотрел множество вопросов, подлежащих разрешению, в особенности относящихся к двум его главным целям, а именно – искоренению ереси и исправлению нравов, ради достижения которых он прежде всего и был созван. Признавая же вместе с апостолом, что его брань не против крови и плоти, а против духов злобы поднебесных (ср. Еф. 6:12), Собор вместе с ним, во-первых, побуждает всех и каждого по отдельности, чтобы они укреплялись в Господе и в могуществе силы Его, а паче всего взяли щит веры, которым возмогут угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем надежды спасения, и меч духовный, который есть Слово Божие (ср. Еф. 6:14-17).

Итак, дабы по благодати Божьей положить начало сему благочестивому делу и обеспечить его развитие, прежде всего Собор постановил и решил, что следует принять исповедание веры отцов, следуя в этом примеру священных соборов, имевших обычай выставлять в начале своих деяний сей щит веры против всех ересей, чтобы им одним сразу и неверных привлечь к вере, и еретиков изгнать, и верных укрепить.

Собор счел, что это исповедание следует выразить теми же словами, какие читаются во всех церквях, а именно Символом веры, которым пользуется Римская Церковь, как своего рода основой, в которой все, исповедующие веру Христову, неизбежно соглашаются, а также твердым и единым основанием, которое врата ада не одолеют. Символ же этот следующий:

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего,
Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единородного,
от Отца рожденного прежде всех веков,
Бога от Бога, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу,
через Которого все сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
и ставшего Человеком;
распятого за нас при Понтии Пилате,
страдавшего и погребенного,
воскресшего в третий день по Писаниям,
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
вновь грядущего со славою судить живых и мертвых,
и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего,
от Отца и Сына исходящего,
Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава,
Который вещал через пророков.
И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во отпущение грехов.
Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

[О дне следующей сессии]

Тот же священный Вселенский и всеобщий Тридентский Собор, законным образом собранный во Святом Духе под председательством тех же трех легатов Апостольского Престола, рассудил, что многие прелаты из разных краев собираются в дорогу, а некоторые уже в пути сюда, и что все, что сему священному Собору надлежит решить, тем большими сможет пользоваться среди всех уважением и честью, чем больше отцов своим присутствием и рассуждением освятят и укрепят его. Посему Собор установил и предписал следующую за этой сессию собрать в четверг после воскресенья Laetare[4].

[4] Четвертое воскресенье Великого поста.

Тем временем не следует откладывать обсуждение и изучение всего того, что Собору предстоит обсудить и изучить.

Сессия IV.

8 апреля 1546 г.

[Декрет о канонических Писаниях]

Сей священный Вселенский и всеобщий Тридентский Собор, законным образом собранный во Святом Духе под председательством тех же трех легатов Апостольского Престола, постоянно пред своими очами имеет цель: устранив заблуждения, сохранить в Церкви чистоту того Евангелия, которое Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, прежде обещая через пророков в Святых Писаниях, затем провозгласил собственными устами и, наконец, через своих апостолов повелел проповедовать всей твари (Мф. 28:19) как источник всякой спасительной истины и дисциплины нравов. Собор ясно видит, что эти истина и дисциплина содержатся в писаных книгах и неписаных традициях, которые или приняты апостолами из уст Самого Христа, или по велению Святого Духа передавались от тех же апостолов как бы из рук в руки вплоть до нашего времени. Следуя примеру православных отцов, Собор с равным благочестием, любовью и почтением принимает и почитает все книги Ветхого и Нового Заветов, ибо оба Завета исходят от одного и того же Бога, а также все традиции, сохраненные постоянной практикой Католической Церкви, относящиеся к вере или ко нравам, продиктованные устами Христа или Святым Духом.

Также Собор постановил приложить к сему декрету список священных книг, чтобы не могло возникнуть сомнения, какие же из них были приняты сим Собором.

Книги же следующие:

Из Ветхого Завета: пять книг Моисея, а именно книги Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония; книги Иисуса [Навина], Судей, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книги Ездры, первая и вторая, называемая также книгой Неемии, книги Товита, Иудифи, Есфири, Иова, псалтирь Давида, содержащая сто пятьдесят псалмов, книги Притчей, Экклезиаста, Песни Песней, Премудрости, Экклезиастика[5], Исаии, Иеремии, а также Варуха, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков, а именно: книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; две книги Маккавеев, первая и вторая.

[5] Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Из Нового Завета: четыре книги Евангелий, а именно от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнадцать Посланий апостола Павла: к Римлянам, два послания к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два послания к Фессалоникийцам, два послания к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна, одно – апостола Иакова, одно – апостола Иуды и Откровение апостола Иоанна.

Если же кто не примет как священные и каноничные сии книги, целиком, со всеми их частями, как их принято читать в Католической Церкви и как они содержатся в издавна общепринятом латинском издании[6], или презрит, зная и понимая, вышеназванные традиции, – да будет анафема.

[6] Общепринятое издание – editio vulgata. Латинское прилагательное vulgata (дословно – общепринятая) нередко используется без каких-либо уточнений для обозначения перевода, выполненного св. Иеронимом.

Итак, пусть все понимают, каким порядком и каким путем сей Собор, положив основание исповедания веры, будет действовать дальше, какими свидетельствами и чьей поддержкой он будет преимущественно пользоваться для утверждения догматов и возрождения нравов в Церкви.

[Декрет об издании и использовании священных книг]

Затем тот же священный Собор, сочтя, что немало пользы может быть для Церкви Божьей, если он сделает известным, какие именно из всех существующих латинских изданий священных книг следует считать достоверными, постановил и объявил, чтобы то древнее и общепринятое издание, которое за долгие века использования одобрено самой Церковью, считалось достоверным при публичных чтениях, дискуссиях, проповедях и изъяснениях и чтобы никто не дерзал отвергать его под каким-либо предлогом.

Затем, дабы подавить врожденное своеволие, Собор предписал, чтобы в вопросах веры и нравов, относящихся к построению христианского учения, никто, основываясь на собственном разумении, не перетолковывал священные Писания по-своему, вопреки тому смыслу, которого держалась и держится святая матерь Церковь, коей принадлежит право судить об истинном смысле и истолковании священных Писаний, и даже не дерзал истолковывать священные Писания вопреки единодушному согласию Отцов; и чтобы такие толкования никогда не издавались.

О нарушителях сего следует сообщать Ординариям и наказывать согласно установленному закону.

Собор желает установить в этом вопросе правила и для книгопечатников, что справедливо, ибо они, без ограничений полагая дозволенным себе все, что угодно, печатают без разрешения церковных властей книги Священного Писания и вместе с ними любые примечания и толкования без разбора, часто – без указания типографии или даже с указанием вымышленной и, что еще серьезнее, без указания имени автора, и также продают книги, напечатанные таким образом в другом месте.

Собор определил и постановил, что отныне Священное Писание, преимущественно же старое и общепринятое издание, подобает печатать с наивысшей точностью и что никому не позволено ни печатать или делать возможным печать каких-либо анонимных книг, относящихся к священным предметам, ни в будущем продавать их, ни даже хранить при себе, если только прежде они не будут рассмотрены и одобрены Ординарием. В противном случае да будут наказаны анафемой и штрафом, установленным каноном последнего Латеранского Собора[7].

[7] 5-й Латеранский (18-й Вселенский) Собор (1512-1517 гг.). 10 Сессия (4 мая 1515 года).

А если книгопечатники являются монашествующими[8], то, кроме указанного изучения и одобрения, им следует получить также разрешение от своих настоятелей, которые должны одобрить эти книги согласно своим установлениям.

[8] В латинской традиции монахами (monachi) называют только представителей общин, живущих созерцательной жизнью внутри монастыря. При этом существуют также общины, живущие по иным уставам (regulae), члены которых называются regulares. Устоявшийся русский перевод – монашествующие.

Кто же распространяет или обнародует рукописи, прежде не рассмотренные и не одобренные, подлежит такому же наказанию, как и книгопечатники.

И кто имеет или читает подобные книги, если не укажет автора, будут считаться автором.

Само же указанное одобрение книг пусть дается в письменном виде и достоверно указывается в начале книги, как рукописной, так и напечатанной.

И все это – и рассмотрение, и одобрение, – пусть будет бесплатным, чтобы одобрить достойное одобрения и осудить достойное осуждения.

Затем Собор желает сдержать такое легкомыслие, когда слова и суждения Священного Писания обращают и переиначивают ради чего-либо нечистого, а именно ради шутовства, пустословия, лести, злословия, нечестивого суеверия и диавольских заклинаний, гаданий, жребиев и пасквильных книжек. Собор велит и предписывает избегать подобного нечестия и пренебрежения и, чтобы впредь никто не дерзал никоим образом использовать слова Священного Писания для этих и подобных им целей, предписывает епископам всех людей подобного рода, осквернителей слова Божьего, по закону и приговору подвергать каре.

[Декрет третий: Созыв следующей сессии]

Также сей священный Собор постановил и предписал торжественно собрать следующую сессию в четверг после священнейшего праздника Пятидесятницы.

Сессия V.

17 июня 1546 г.

[Декрет о первородном грехе]

Чтобы наша католическая вера, без которой невозможно угодить Богу (Евр. 11:6), очищенная от ошибок, оставалась полностью целой и неповрежденной, и чтобы народ христианский не увлекался всяким ветром учения (Ср. Еф. 4:14), поскольку древний змий, вечный враг человеческого рода, среди многих зол, которыми Церковь Божья в наши дни приводится в беспорядок, возбудил – как старые, так и новые – раздоры, касающиеся первородного греха и исцеления от него, священный Вселенский и всеобщий Тридентский Собор, законным образом собранный во Святом Духе под председательством тех же трех легатов Апостольского Престола ныне желает обратиться к свидетельствам Священных Писаний, Святых Отцов и досточтимейших Соборов, чтобы призвать обратно заблуждающихся и укрепить сомневающихся, и, следуя суждению и согласию самой Церкви, постановил, исповедал и объявил о первородном грехе следующее.

Если кто не исповедует, что первый человек Адам, преступив в раю заповедь Божью, тотчас же утратил святость и праведность, в которых был поставлен, и навлек на себя этим преступным вероломством гнев и негодование Божьи, и, как следствие, смерть, о которой его прежде предупреждал Бог, и вместе со смертью пленение под власть того, кто с тех пор имеет державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14), и что Адам по причине этого преступного вероломства полностью, телом и душой, претерпел изменение к худшему, – да будет анафема.

Если кто полагает, что вероломство Адама повредило лишь ему одному, а не всему его потомству, или говорит, что он лишь сам утратил полученную от Бога святость и праведность, а не передал утрату и нам, или считает, что он, запятнанный грехом непослушания, передал всему роду человеческому только лишь смерть и страдания тела, а не передал вместе с ними и грех, который есть смерть души, – да будет анафема, поскольку он противоречит апостолу, говорящему: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Если кто сей грех Адама, каковой от начала был един и передан всем через происхождение, а не подражание так, что присутствует в каждом человеке как собственный, считает возможным преодолеть или силами человеческой природы, или каким-либо другим средством, кроме заслуг единого посредника Господа нашего Иисуса Христа (1Тим. 2:5), который примирил нас с Богом Своей кровью и сделался для нас праведностью, освящением и искуплением (1Кор. 1:30); или если кто отрицает, что эта заслуга Иисуса Христа через таинство крещения, преподанное в соответствии с обрядом Церкви, передается как взрослым, так и детям, – да будет анафема.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Оттого и голос: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

И следующее: «все вы, крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

Если кто отрицает, что младенцы, недавно вышедшие из утробы матери, нуждаются в крещении, даже если они происходят от крещеных родителей, или говорит, что на самом деле их крестят во отпущение грехов (Деян. 2:38), но они не переняли от Адама никакого первородного греха, который требовалось бы очистить баней возрождения (Тит 3:5) ради будущей вечной жизни, из чего следует, что в их случае, как можно понять, форма крещения во отпущение грехов является не истинной, а ложной, – да будет анафема.

Поскольку не иначе следует понимать то, что сказал апостол: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12), чем так, как всегда понимала это Католическая Церковь, распространенная по всему свету.

В соответствии же с правилом веры апостольского предания младенцы, которые не могли до тех пор совершить сами по себе никаких грехов, по той причине истинным образом крестятся во отпущение грехов, что они возрождением очищаются от того, что навлекли на себя рождением.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Если кто отрицает, что благодатью Господа нашего Иисуса Христа, которая сообщается в крещении, отпускается вина первородного греха, или же утверждает, будто ею не отменяется всё, что составляет подлинное и истинное основание греха, а только изглаживается или не вменяется в вину, – да будет анафема.

В тех же, кто возрожден, ничего нет ненавистного Богу, поскольку нет никакого осуждения тем, кто воистину погреблись со Христом крещением в смерть и не по плоти живут, но совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, созданного по Богу (Рим. 6:4; Рим. 8:1; Эф. 4:24; Кол. 3:9-10), стали невинными, непорочными, чистыми, незапятнанными, возлюбленными детьми Божьими, наследниками Божьими, сонаследниками же Христу (Рим. 8:17), чтобы абсолютно ничто не помешало им достичь неба.

Однако, сей священный Собор признает, что в крещенных остается похоть или склонность ко греху, и считает, что, хотя она и остается для борьбы с ней, но не может причинить вреда не соглашающимся с грехом и мужественно отвергающим его по благодати Иисуса Христа.

И те, кто будет законно сражаться с грехом, получат венец.

Священный Собор объявляет, что, хотя апостол иногда называет эту похоть грехом (Рим. 6:12; 7:8), Католическая Церковь никогда не считала, что она называется грехом в том смысле, будто в возрожденных подлинно и буквально есть грех, но потому, что она от греха происходит и ко греху склоняет.

Кто же утверждает обратное, – да будет анафема.

Также сей священный Собор объявляет, что он не намерен затрагивать в этом декрете, касающемся первородного греха, Блаженную и Непорочную Деву Марию, Матерь Божью, а желает, чтобы соблюдались установления блаженной памяти Папы Сикста IV[9] под угрозой содержащихся в этих установлениях прещений, которые Собор обновляет.

[9] Папа Сикст IV (1471-1484) апостольской конституцией Grave nimis от 4 сентября 1483 года под угрозой отлучения запретил сторонникам и противникам учения о Непорочном Зачатии Девы Марии обвинять друг друга в ереси.

[Декрет II: В защиту чтения Священного Писания. О проповедниках Слова Божьего и собирателях милостыни]

Тот же священный Собор, придерживаясь благочестивых установлений верховных понтификов и досточтимых соборов, подтверждая и расширяя те из них, которые заботятся о том, чтобы не была в пренебрежении небесная сокровищница священных книг, Духом Святым с величайшей щедростью переданная людям, определил, установил и предписал, чтобы в тех церквях, в которых учреждены жалование, выплаты или как угодно еще называющиеся стипендии, предназначенные для преподавателей священной теологии, епископы, архиепископы, примасы и другие местные ординарии принудили и заставили, – даже, если надо, лишением денег, – тех, кто получает жалование, выплаты или стипендии подобного рода, самим изъяснять и толковать Священное Писание, если они к тому пригодны, иначе же поручить это пригодному помощнику, выбранному епископом, архиепископом, примасом или другим местным ординарием.

В дальнейшем же жалование, выплаты или стипендии подобного рода пусть предоставляются только лицам, пригодным к тому, чтобы исполнять эту обязанность самостоятельно. Установленное вопреки этому да будет признано не имеющим силы и недействительным.

В церквях же митрополичьих или кафедральных, если город значимый или многолюдный, а также в коллегиальных церквях[10], находящихся в сколько-то заметном городке, даже не принадлежащих ни к какой епархии, если там, где есть многочисленный клир, не учреждены жалование, выплаты или стипендии подобного рода, пусть предусмотрят, чтобы сразу же, как только в первый раз по любой причине, кроме выхода на покой, освободится обеспеченное жалованьем место, не связанное с обязанностями, несовместимыми с этим, место было навечно предназначено и определено для изъяснения Священного Писания.

[10] Коллегиальная церковь – церковь, в которой служат епархиальные каноники.

Если же в этих церквях не будет хватать средств для выплаты жалования, митрополит или епископ пусть, посоветовавшись с капитулом, позаботится, чтобы чтение Священного Писания имело место, или сам направив для этого доходы от какого-либо простого бенефиция (должным образом обеспечив исполнение связанных с ним обязанностей), или с помощью благотворителей из своего города и епархии, или иным удобным способом. При этом, однако, и любыми другими чтениями, установленными или в силу обычая, или по другой причине, не следует пренебрегать.

В тех же церквях, где годовой доход или количество клира и мирян недостаточно, чтобы в них могли быть теологические лекции, пусть хотя бы будет наставник, выбранный епископом, выслушавшим мнение капитула, который будет даром учить грамоте других клириков и бедных учеников, чтобы впоследствии они могли, с помощью Божьей, перейти к изучению Священного Писания. Ради этой цели пусть названный наставник или пользуется доходами от какого-либо простого бенефиция до тех пор, пока учит (но так, чтобы этот бенефиций всегда поддерживал исполнение связанных с ним обязанностей), или пусть он получает достойное жалование из средств епископа либо капитула, или пусть епископ самостоятельно придумает иной способ, подходящий его Церкви и диоцезу, но чтобы сие благочестивое, полезное и плодотворное начинание не оказывалось в пренебрежении по как-либо обоснованным причинам.

В тех монастырях, где это возможно, пусть кто-либо из монахов также будет способен читать лекции о Священном Писании. Если аббаты проявят в этом вопросе небрежение, местные епископы как представители Апостольского Престола пусть понудят их найти подходящие способы исправить ситуацию. В обителях же других монашествующих, где есть возможность для процветания исследований, пусть подобным же образом преподается Священное Писание, ради чего генеральные или провинциальные капитулы пусть назначат достойных наставников.

В публичных же гимназиях, где сей почетный и всех прочих многократно полезнейший курс до сих пор отсутствовал, пусть он будет учрежден благочестием и заботой христианнейших королей и общественных властей ради защиты и возрастания католической веры и ради сохранения и распространения здравого учения. И всюду, где он был учрежден и оставлен, пусть будет возрожден.

А чтобы под видом благочестия не распространялось нечестие тот же Священный Собор постановил, чтобы никто не допускался к чтению подобных лекций – как публично, так и приватно – прежде, чем местный епископ, проверив, не одобрит его жизненный нрав и знания. Однако, сие не относится к преподавателям для монахов в монастырях.

Преподаватели Священного Писания, пока публично учат в школах, и ученые, которые проводят в них исследования, пусть, даже и отсутствуя [в месте своего обычного проживания], полностью сохраняют все привилегии, связанные с получением жалования и доходов от бенефициев, положенные им по общим законам.

Поскольку же христианскому обществу проповедь Евангелия ничуть не менее необходима, чем изучение его, и поскольку она является преимущественной обязанностью епископов, сей Священный Собор постановил и предписал всем епископам, архиепископам, примасам и всем другим церковным прелатам самостоятельно проповедовать святое Евангелие Иисуса Христа, если к тому нет законных препятствий. Если же окажется, что епископам или другим вышеназванным препятствует законная причина, то согласно постановлению Всеобщего Собора[11] пусть позаботятся назначить подходящих мужей для исполнения должным образом сей обязанности проповедовать. Если же кто презрит исполнение сей обязанности, пусть будет подвергнут строгой каре.

[11] Канон 10 IV Латеранского Собора (1215 г.).

Архипресвитеры, настоятели и все те, кто каким-либо образом отвечает за заботу о душах в приходской или какой-либо иной церкви, пусть питают вверенный им народ спасительными словами, в меру своей и его способности, хотя бы по воскресеньям и торжественным праздникам, самостоятельно или, если им препятствует законная причина, посредством другого пригодного [мужа], уча тому, что всем необходимо знать для спасения, и возвещая в краткой и доступной проповеди, каких пороков следует избегать и к каким добродетелям стремиться, чтобы избежать вечной кары и достичь небесной славы. Если же кто-то из них будет пренебрегать этой обязанностью, то, даже если он заявляет, что по какой-либо причине изъят из-под юрисдикции епископа, или если церковь каким-либо образом изъята или присоединена к монастырю, пусть даже существующему вне диоцеза, все же, если сама церковь находится на территории диоцеза, пусть не будет недостатка в пастырской заботе епископа и пусть не исполнится сказанное: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4:4).

Итак, кто, будучи предупрежден епископом, в течение трех месяцев не прекратит пренебрегать этой своей обязанностью, пусть будет подвергнут церковной цензуре или другим мерам по усмотрению епископа. Так что даже если епископ сочтет уместным, пусть выплачивает доход настоятеля другому лицу, которое будет честно исполнять сию обязанность, до тех пор, пока тот, раскаявшись, не возьмется за нее сам. Если же обнаружится, что в приходской церкви, подчиненной монастырю, не находящемуся ни в одном диоцезе, аббаты и монашеские настоятели пренебрегают проповедью, пусть их принудят к этому митрополиты, в чьей провинции находятся соседние диоцезы, действуя как делегаты Апостольского Престола. И пусть исполнению этого декрета не имеет силы воспрепятствовать ни обычай, ни изъятие, ни апелляция, ни рекламация, ни обжалование, до тех пор пока компетентный судья без проволочек, изучив только факты, не вынесет определения и решения.

Монашествующие же какого бы то ни было ордена не имеют права проповедовать даже в церквях своего ордена, пока их начальствующие не изучат и не одобрят их жизнь, нравы и знания, и не дадут разрешение; с этим разрешением пусть сначала предстанут лично пред лицом епископа и попросят о благословении, а после этого начинают проповедовать. В церквях же, не принадлежащих к их ордену, помимо разрешения орденского настоятеля им следует иметь также разрешение епископа, а без него в церквях, не принадлежащих их ордену, они никоим образом не имеют права проповедовать. Но пусть епископы охотно дают это разрешение.

Если же (чего да не будет!) проповедник распространяет в народе ошибки и соблазны (даже если он проповедует в монастыре своего или другого ордена), пусть епископ запретит ему проповедовать. Если же кто будет проповедовать ереси, пусть с ним поступят сообразно положениям закона и местному обычаю, даже если проповедник будет утверждать, что имеет общую или особую привилегию изъятия. В таких случаях епископ действует апостольской властью и как делегат Апостольского Престола. Но пусть епископы позаботятся о том, чтобы проповеднику не препятствовали ложными обвинениями или иной клеветой, или пусть имеют справедливую причину для их преследования.

Пусть епископы также позаботятся, чтобы никому из тех, кто, называясь монашествующими, живут вне монастырей и в непослушании своим орденам, или из епархиальных пресвитеров (разве только если они сами известны, а их добрые нравы и учение подтверждены), даже под предлогом каких-либо привилегий, не было позволено проповедовать в их городе или диоцезе, до тех пор пока епископ лично не проконсультируется по сему вопросу со святым Апостольским Престолом, поскольку невероятно, чтобы недостойные лица могли получить от сего престола подобную привилегию, разве что умолчанием истины или прямой ложью.

Собиратели же милостыни, которые также в народе зовутся сборщиками, какого бы они ни были статуса, никоим образом не должны продолжать проповедовать ни сами, ни через других лиц. Нарушителей же сего, невзирая ни на какие привилегии, епископы и местные ординарии пусть удержат любыми подходящими средствами.

[Декрет о созыве следующей сессии]

Также сей Священный Собор определил и постановил торжественно собрать следующую сессию в четверг после праздника блаженного апостола Иакова.


Перевод, комментарии: Евгений Розенблюм. Перевод и публикация осуществляются Ассоциацией Una Voce Russia на средства, собранные благотворителями – участниками проекта. Заметили ошибку или стилистическую погрешность? Напишите нам!

 

Главная страница
✠ Сессия I • О начале Собора • Созыв следующей сессии
✠ Сессия II • Об образе жизни и о прочем, что на Соборе следует соблюдать
✠ Сессия III • О символе веры • О дне следующей сессии
✠ Сессия IV • О канонических Писаниях • Об издании и использовании священных книг • Созыв следующей сессии
✠ Сессия V • О первородном грехе • В защиту чтения Священного Писания. О проповедниках Слова Божьего и собирателях милостыни • О созыве следующей сессии
✠ Сессия VI
✠ Сессия VII
✠ Сессия VIII
✠ Сессия IX
✠ Сессия X
✠ Сессия XI
✠ Сессия XII
✠ Сессия XIII
✠ Сессия XIV
✠ Сессия XV
✠ Сессия XVI
✠ Сессия XVII
✠ Сессия XVIII
✠ Сессия XIX
✠ Сессия XX
✠ Сессия XXI
✠ Сессия XXII
✠ Сессия XXIII
✠ Сессия XXIV
✠ Сессия XXV